Магия струится во всех живых существах Тедаса. Некоторые даже считают, что это сама сила, которая даёт жизнь всему сущему. Однако несмотря на повсеместность магии, лишь немногие способны управлять ею.
Магия берёт своё начало из Тени, измерения, где обитают духи и которое посещают эльфы и люди, когда спят. Таким образом, магия привлекает существ с другой стороны завесы, что приводит к большему риску стать одержимым демоном. Маг, телом которого завладел дух, становится искажённой сущностью, монстром, известным как одержимый.
Маги не рождаются со способностью использовать магию. Талант обычно проявляется в период полового созревания, и у каждого проявляется по-своему. Признаки могут быть малозаметными, такими как внезапное изменение цвета глаз, или ярко выраженными, такими как случайное сотворение огня. Так или иначе, первое проявление магического таланта приводит мага в замешательство. Кто-то скрывает свою силу. Другие используют её импульсивно, что иногда приводит к чьей-нибудь гибели. За пределами Империи Тевинтер несанкционированное использование магии часто вызывает переполох. Обычным делом является проявление страха и агрессии по отношению к магу, только что открывшему свои способности, и многочисленные рассказы о юных «ведьмах», убитых по обвинению в недавнем неурожае, тому подтверждение.
Маги могут специализироваться в одном или нескольких направлениях магии. Одни управляют стихиями, другие могут устанавливать связь с Тенью, управлять чужим разумом и манипулировать духами. Искусным меньшинством являются целители, способные заживлять раны и защищать союзников от ранений. Немногочисленные мятежники или нечестивцы занимаются тёмным искусством, называемым магией крови.
Независимо от того, как магия используется, в Тедасе она является, бесспорно, могущественной силой, касающейся практически всех аспектов жизни.
Ограничения магии
Магия не всемогуща. Есть ограничения, которые непреодолимы даже для величайших из магов.
- Возраст: Обычно способность к магии проявляется в юношестве. Дети могут расти с целью стать магами, но их способности не проявятся до периода полового созревания.
- Физический вход в Тень: Когда сознание входит в Тень, тело остаётся за её пределами. Физический объект не может войти в Тень или выйти оттуда. Только однажды этот барьер был преодолён — в древнем Тевинтере. Заклинание, использованное магистрами для физического входа в Тень, потребовало две трети лириума всей Империи и кровь нескольких сотен рабов.
- Повседневные задачи: Большинство волшебников учат использовать магию только при необходимости. Никто не станет резать овощи большим мечом, так и магия обычно не применяется для сбора яблок или уборки домов.
- Всемогущие артефакты: Как и сами маги, зачарованные предметы не в силах нарушить общие правила магии. Они не могут воскрешать мёртвых или физически проникать в Тень. Мощные зачарованные предметы и артефакты очень сложны в изготовлении и встречаются редко.
- Восполнение жизни: Жизнь конечна. По-настоящему великий целитель может вернуть стоящего на пороге смерти, но не может воскресить мёртвого. Единственный известный способ сохранить жизнь тому, кто должен быть мертв — одержимость духом, явление одновременно исключительно редкое и опасное.
- Путешествия на большие расстояния: Маги не могут телепортироваться или физически перемещаться на большие расстояния при помощи колдовства.
История
Много тысячелетия назад в мире не существовало завесы — Тень был един с недремлющим миром, и магия была настолько обычным и распространенным явлением, как жизнь или дыхание. В Тедасе в те времена существовала огромная империя элвен — Элвенан, которой правили эванурисы — могущественные колдуны, которым жители Элвенана поклонялись как богам. История возвышения эванурисов потеряна в прошлом, но достоверно известно, что изначально они были военачальниками, которые победили в некой древней войне.
Уверенные в своей божественности, эванурисы единолично правили Элвенаном, а обычные жители империи воспринимались им как рабы. Вдобавок, они часто воевали между собой. Конец Элвенана настал, когда одна из них, Митал, была убита другими. Тогда один эльф устроил восстание рабов для свержения власти самозваных богов, а потом, неизвестным образом, сотворил завесу между миром духов и недремлющим миром. Магия, вездераспространенная, за считанные секунды иссякла, и множества чудес Элвенана, которые поддерживались магией, были попросту уничтожены. Оно затронуло и эльфов — они потеряли бессмертие и былое величие, часть себя. А эванурисы оказались заперты в мире снов.
Неизвестно, когда пришли люди в Тедас из неизвестного севера — до или после краха Элвенана, но эльфийская империя уже не существовала, когда в северном Тедасе людские королевства начали набирать могущество. Около с -1595 Древней Эпохи люди северных королевств начали поклонятся богам-драконам, которые начали говорить с людьми через снов. От них, предположительно, люди научились практиковать магию крови. Тевинтерская империя, где чародеи стали дворянством, стала самым могущественным государством людей в истории. Около шесть веков спустя Тевинтер обнаружил, осадил и уничтожил Арлатан, столицу бывшего Элвенана, поработив сотни тысяч эльфов.
По сути, история повторилась — Тедасом правила ещё одна империя, которую правили маги, но, в отличие от Элвенана, Тевинтером правил совет магистров.
Около в -395 Древнего верховные жрецы тевинтерских богов совершили масштабный ритуал магии крови, разорвали завесу и вошли в так называемый Золотой Город, желая желая обрести божественность, но это стало началом заката Тевинтера — жрецы (или Семеро, как они стали известны) поразились порчей, и были выброшены обратно в материальный мир. Так начался Первый Мор — появившиеся год спустя словно из неоткуда порождения тьмы под предводительством оскверненного тевинтерского бога Думата заполнили подземные туннели, связывающие гномью империю, и уничтожив его, вышли на поверхность. Опустошительная война с порождениями тьмы окончилась только два века спустя, она сильно ослабила и истощила Тевинтер, но Моры этим не окончились.
После начала Первого Мора люди Империи перестали обожествлять Древних Богов и вскоре после его конца последовали за Андрасте, бывшей рабыней, которая объединила варварские племена юга и возглавила их в походе на Тевинтерскую Империю. Андрасте была предана своим мужем Мафератом и сожжена, но её смерть вдохновила людей на создание Церкви. Это событие будет менять отношение к магии на протяжении многих столетий.
С расцветом учения Церкви в Тедасе, к магам стали относиться с опасением и подвергать преследованию. Суровое недоверие религии к использованию магии вынудило магов скрывать талант. Те, кто хотел практиковать магию открыто, убегали в изоляцию, часто в организованные поселения. Те, кто оставался, рисковали жизнями.
Несмотря на жёсткую позицию Церкви в отношении к магии, её использование не было запрещено полностью. Заповедь Создателя гласит, что магия должна служить человеку, а не управлять им. Император Кордилиус Драккон, который основал современную Церковь во имя Андрасте, понимал, что магия имеет потенциал в качестве инструмента достижения общественного блага. При царствовании прославленного императора, в Божественном Веке, были назначены и взяты под надзор первые одобренные Церковью маги.
Хотя магам и было разрешено служить правящим классам во времена Драккона, существовало два важных ограничения:
- Магия крови строго запрещена.
- Маги не могут чрезмерно влиять на правителя или править сами.
Поскольку магам было запрещено влиять на власть имущих, они должны были оставаться политически нейтральными. Большинство магов ограничивалось использованием магии для лечения и других нужд. Однако Церковь по-прежнему беспокоилась, что маги, легкомысленно обращающиеся со своим даром, рискуют стать одержимыми. Для наблюдения за надлежащим использованием магии был создан Орден Храмовников. Храмовники были размещены в тех же церквях, где служили маги. С самого начала отношения между храмовниками и одобренными магами были в лучшем случае напряжёнными.
Одно время единственной обязанностью магов, а также единственным поводом использовать их, было поддержание вечного пламени в каждой Церкви Тедаса. И почти никого не удивило то, что маги Великого Собора начали протестовать. Преподобная Амброзия была удивлена и едва не отправила Священный Поход на собственный Собор.
В 1:05 году Божественного Века разразился Второй Мор. Император Драккон обратился к помощи магов для борьбы с порождениями тьмы, разрешив им без ограничения применять всю свою мощь во имя выживания человечества. Маги оправдали доверие и, благодаря завоёванному уважению, добились большей независимости.
Начало первого Круга Магов было положено во время Второго Мора подписанием спорного Неваррского Соглашения между Церковью и только что появившимися Искателями Истины. Круг был призван вести тайную слежку за теми, кто обладает магическими способностями, поощряя использование магии в обстоятельствах, когда она необходима, например, в лечении ран на войне. Башни Круга возникли в общинах по всему Тедасу. Они стали убежищем для тех, кто был готов подчиниться условиям, поставленным Церковью, и тюрьмой для тех, кто отказался.
Маги в современном Тедасе
В веке Дракона большинство магов в Тедасе происходят из Кругов магов. В настоящее время активно развивается новая, независимая организация - Коллегия Чародеев, существующая по схожим правилам. Магов забирают из семей ещё детьми; дети знати, владеющие магией, теряют свои права на семейные поместья и титулы. Это помогает создать связь, которая сильнее, чем социальные классы или расы, так как каждого в Коллегии растят и учат одинаково (это также не позволяет знати использовать силу детей-магов в собственных интересах для изменения, например, политической ситуации; именно поэтому знать часто старается скрыть магические силы своих детей).
[float=right][/float]
Все маги Кругов проходили через процесс, когда у ученика берут кровь и помещают в филактерию. Это гарантирует, что храмовники смогут по крови отследить любого мага, который решит убежать. Также, если мага заподозрят в злоупотреблении магии или же решат, что он неспособен противиться демонам, его могут усмирить — то есть с помощью магии оборвать волшебнику связь с Тенью. Хотя храмовники утверждают, что этот процесс безболезненный, само состояние усмирённого без эмоций, без чувств, без воли вынуждает многих магов предпочитать смерть. Усмирённые известны своим жутким монотонным голосом и способностью стоять на одном месте много часов подряд. Во время атаки на Круг в Ферелдене по крайней мере один усмирённый спокойно бродил по залам, даже когда демоны и одержимые свободно ходили на этаже.
Некоторым магам удаётся сбежать от надзора Церкви и Круга и вырасти без тренировок, которые получают те, кого отняли от семей. Любой маг вне Круга считается отступником, на которого будут охотиться храмовники, если об этом узнают. Часто старые отступники более могущественны, чем маги Круга; особенно боятся Ведьм из Диких земель, которые способны менять свою форму.
Церковь учит людей бояться магии и тех, кто её практикует. Магов рассматривают как людей, которых в лучшем случае боятся, а в худшем — ненавидят. Средний горожанин верит, что Круг существует, чтобы защищать магов и помочь им изучать свои способности.
Среди не-людей мнения насчёт магии разнятся. Долийцы, с их намерениями и целями, находятся за юрисдикцией Церкви и Круга и сохраняют свои собственные магические традиции. Долийские хранители проходят через совсем другую тренировку, чем маги Круга, так как их традиции основаны на древней эльфийской магии. У Хранителей обычно имеется ученик — Первый.
С другой стороны, кунари практически не признают магов, которых называют Саирабазами (буквально «опасная вещь»). Тех, кто обладает магическими способностями, держат на поводке специальные солдаты — Арварады. Также им закрывают глаза. Их рты сшиты (хотя в определённый момент швы можно порвать) и их рога отпиливают. Если саирабаз злоупотребляет своей магией, ему отрезают язык.